Остерегайтесь роста ради роста

Старт и развитие бизнеса на высококонурентных рынках требует огромных усилий бизнес-владельца и команды менеджеров. Поскольку ситуация на рынках постоянно меняется, то развивать бизнес по одной и той же траектории не получается: бывают то взлеты, то падения. Именно поэтому в долгосрочной перспективе крайне важно обеспечить своему бизнесу устойчивый рост, то есть такой рост продаж, при котором сохраняется финансовое равновесие предприятия и обеспечивается достойный возврат на вложенный собственниками  капитал.

Бизнес-владельцы всегда с большим энтузиазмом выступают за рост продаж, однако цели по объему продаж никогда не должны быть оторваны от эффективности самого бизнеса, потому что более медленный рост прибыли на фоне опережающего роста продаж приведет к необходимости дополнительного привлечения заемных средств для того, чтобы профинансировать активы, обеспечивающие целевой рост продаж.

Исследования деловой активности российских компаний за 10-ти летний период демонстрируют их несбалансированный рост: темп роста активов превышает темп роста продаж, а темп роста продаж превышает темп роста прибыли, что приводит к снижению показателей эффективности продаж, использования капитала собственника и активов компании. Такая модель развития называется 3Р – «Рост Ради Роста».

Не стоит забывать, что развитие бизнеса по такой модели может поставить бизнес на грань банкротства! Ведь чем больше привлекается чужих денег, тем дороже они обходятся. Может наступить такой момент, когда заемные деньги будут дороже, чем можно заработать от инвестирования этих денег. Прибыль, заработанная на вложенный собственником капитал, начнет снижаться, и в какой-то момент кредитная нагрузка может оказаться настолько большой, что бизнес не выдержит ее и рухнет под грузом финансовых проблем. Такую ошибку допускают многие владельцы, пытающиеся наращивать продажи при сокращающейся эффективности бизнеса за счет заемных средств.

Так как же все-таки наращивать продажи, чтобы не превысить критический уровень кредитной нагрузки и не подвести свой бизнес под банкротство? Иными словами, каковы должны быть темпы роста продаж, сбалансированные с финансовыми возможностями вашего бизнеса?

Ориентир по сбалансированным или устойчивым темпам роста можно посчитать по следующей формуле:

g = Рп х ОА х ФР х КР

где: g – достижимый (устойчивый) темп роста продаж в %;

Рп – рентабельность продаж (отношение чистой прибыли к выручке) в %;

ОА – оборачиваемость активов (отношение выручки к активам), ед.;

ФР – финансовый рычаг (отношение активов к собственному капиталу);

      КР–коэффициент реинвестирования прибыли (отношение нераспределенной прибыли к чистой прибыли компании).

Темп роста продаж для вашего бизнеса без потери его финансовой устойчивости зависит, с одной стороны, от достигнутого уровня эффективности операционной деятельности, выраженной в показателях рентабельности продаж и оборачиваемости активов. С другой стороны, этот темп роста определяется применяемой вами финансовой политикой, то есть вашими решениями в части финансирования активов, необходимых для наращивания объемов продаж. Проще говоря, финансовая политика – это ваши решения по поводу того, сколько прибыли, остающейся после выплаты причитающихся вам дивидендов, обратно реинвестировать в бизнес, и сколько средств привлечь со стороны. Именно поэтому, чем меньше вы заработаете в своей операционной деятельности от продаж и чем больше вы заберете дивидендов, тем больше вам нужно привлечь заемных средств для обеспечения роста продаж.

А теперь возьмите бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах и рассчитайте по представленной

формуле коэффициент устойчивого роста для вашей компании. Полученное значение будет являться максимальным и безопасным темпом роста продаж при сложившейся эффективности операционной деятельности и финансовой политике. Рост продаж свыше этого значения опасен для устойчивости вашего бизнеса!

Если же применяемые вами в настоящее время операционная и финансовая политики не эффективны, то, скорее всего, финансовое равновесие вашей компании в настоящий момент уже нарушено. В такой ситуации любой рост продаж для компании не только опасен, но и противопоказан до тех пор, пока финансовое состояние не будет сбалансировано!

Не наращивайте продажи вслепую! Планируя завоевание рынка, старайтесь обеспечить не просто рост ради самого роста продаж, а рост эффективный, не подрывающий финансовую устойчивость вашего бизнеса.

Автор статьи - Татьяна Кормановская - Бизнес-консультант, тренер и персональный коуч по финансам предприятия, спикер, автор бизнес-блога на портале журнала «Бизнес и власть», ведущий программ "Антикризисное управление" и "Финансовый анализ" в нашем институте.

С наилучшими пожеланиями Людмила Жукова - генеральный директор Института переподготовки и повышения квалификации, член ВРО ОПОРА РОССИИ, возникнут вопросы звоните - +78172-563099

Дата создания: Пт, 2017-08-11 09:46
Дата обновления: Пт, 2017-08-11 09:49