Базовые принципы взаимодействия с конкурентами...

ЭКСПЕРТЫ

Андрей Муранов

Руководитель представительства АО "Открытие брокер" в городе Вологда, эксперт в области финансов, инвестиций , трейдинга

Наталья Фишер

Руководитель "Центра налогового планирования", эксперт в области юриспунденции

Ольга Лапочкина

Руководитель Консалтинговой группы "АБЦ". налоговый консультант, арбитражный управляющий,
эксперт в области налогообложения, бухгалтерских услуг

Ольга Уланова

Директор и собственник компании «А-штрих», эксперт по вопросам законодательства в сфере применения контрольно-кассовой техники,
организации продажи алкогольной продукции и работе в системе ЕГАИС

Екатерина Краснова

Руководитель комитета по госзакупкам ВОО "ОПОРА РОССИИ", эксперт в области госзакупок

Артем Ушанов

Специалист в IT сфере. Директор компании ГИК.

Часто задаваемые вопросы

Как подать заявку на участие в электронном аукционе?

Положения ст. 60 Закона N 44-ФЗ устанавливают правила документооборота при проведении электронного аукциона, согласно которым обмен информацией, связанной с проведением электронного аукциона, между участником аукциона, заказчиком, оператором площадки осуществляется на электронной площадке в электронной форме. При этом документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В соответствии с частью 8 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ. Указанные электронные документы подаются одновременно. Обе части заявки последовательно рассматриваются аукционной комиссией на соответствие требованиям документации (часть 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, часть 1 статьи 69 Закона N 44-ФЗ). После проверки второй части заявки комиссия принимает решение о соответствии либо несоответствии требованиям документации заявки в целом (часть 2 статьи 69 Закона N 44-ФЗ). Отклонить заявку можно только по определенным основаниям, установленным Законом N 44-ФЗ, в том числе из-за отсутствия необходимых документов. Учитывая изложенное, заявки на участие в аукционе направляются участниками аукциона только оператору электронной площадки в срок, указанный в извещении и документации об аукционе. Представление иным способом документов и сведений для участия в аукционе, а также дополнительных документов Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.

Как указывать фирменное наименования юридического лица и страны происхождения товара в заявке на участие в электронном аукционе.

В части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе говорится о предоставлении в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе фирменного наименования (при наличии). Наряду с этим пункт 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе также содержит указание на необходимость предоставления фирменного наименования (при наличии) для юридического лица во второй части заявки на участие в электронном аукционе. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и наименование юридического лица. Считаем, что в положениях части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе слова "фирменное наименование" поименованы при перечислении признаков предлагаемого участником закупки товара и не употребляются в значении фирменного наименования юридического лица. Это также совпадает с положениями части 15 статьи 66 Закона о контрактной системе, устанавливающей обязанность оператора электронной площадки обеспечить конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона, подавших заявки на участие в таком аукционе, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки, до размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона. Таким образом, фирменное наименование юридического лица, являющегося участником закупки, не подлежит указанию в первой части заявки, а указывается во второй части заявки в соответствии с требованиями пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее. В случаях, указанных в подпункте "б" пункта 1, подпунктах "а", "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать страну происхождения товара. Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст принят Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ). В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ общероссийский классификатор является обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Учитывая, что Закон о контрактной системе не содержит требования о применении ОКСМ, участник закупки вправе предоставить в заявке указание на страну происхождения товара, отличное от требований ОКСМ (но при этом позволяющее однозначно идентифицировать такую страну), за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, например, пунктом 13 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155.

Кто и как рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе?

Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки обязан направить заказчику вторые части заявок на участие в электронном аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Следует отметить, что пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе не устанавливает взаимосвязь между возможностью признания заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, и источником получения аукционной комиссией указанных в данном пункте документов и информации, предоставленных участником аукциона. Таким образом, аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе проверяет в совокупности информацию и документы, представленные участником электронного аукциона в составе второй части заявки, а также информацию и документы, содержащиеся в реестре участников аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Как заключается контракт по результатам электронного аукциона и возможно ли изменение его цены?

В соответствии с частью 10 статьи 70 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) государственный (муниципальный) контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. В силу статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных в части 1 указанной статьи.

Как происходит подача заявки на участие в электронном аукционе?

Электронный аукцион - наиболее популярный способ осуществления закупки. Электронный аукцион проводится на электронной площадке и обеспечивается ее оператором. Для участия в электронных аукционах участник должен пройти аккредитацию на электронной площадке. Заказчик при осуществлении закупки имеет право выбрать одну из пяти площадок: ЗАО "Сбербанк-АСТ"; АО "ЕЭТП"; РТС-тендер; ЭТП ММВБ; АГЗ РТ. Для возможности участия во всех закупках на территории РФ участнику закупки лучше иметь аккредитацию на всех указанных площадках. Победителем аукциона становится участник закупки, который предложил наиболее низкую цену и заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о проведении аукциона. В документации о проведении электронного аукциона содержится следующая информация в отношении подачи заявки: - требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению; - дата и время окончания срока подачи заявок. Документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки. При проведении электронного аукциона заказчик обязан установить требование к обеспечению заявки. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться только путем внесения денежных средств. Денежные средства вносятся на лицевые счета, открытые на счете оператора электронной площадки, а при подаче заявки блокируются. Таким образом, участник не может подать заявку на участие в электронном аукционе, если на его счете недостаточно денежных средств. Размер обеспечения должен быть указан в документации об аукционе и должен составлять 1%, если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет менее трех миллионов рублей, а в остальных случаях может варьироваться от 0,5% до 5%. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Обе части заявки направляются участником аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов. Указанные документы подаются одновременно и в любое время с момента размещения извещения до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Срок рассмотрения первых частей заявок не может превышать семь дней с даты окончания подачи заявок. По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку, к участию в аукционе и признании этого участника участником аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе. Пункт 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ содержит закрытый перечень оснований к отказу в допуске к участию в аукционе: 1) непредставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ, или представление недостоверной информации; 2) несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Вторая часть заявки поступает на рассмотрение аукционной комиссии после проведения самого аукциона. Так, электронный аукцион проводится в режиме реального времени в назначенные в извещении день и время путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении. По результатам проведения электронного аукциона оператором электронной площадки составляется протокол с указанием минимальных предложений о цене контракта, сделанных участниками аукциона с ранжированием по мере убывания. После публикации протокола проведения аукциона аукционная комиссия приступает к рассмотрению вторых частей заявок. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Результаты рассмотрения заявок фиксируются в протоколе подведения итогов аукциона и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются на электронной площадке и в единой информационной системе.

Какие сроки для заключения контракта по результатам электронного аукциона?

Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона установлен в статье 70 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе (ЕИС) протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта. После этого в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В течение трех рабочих дней с даты размещения в ЕИС подписанного проекта контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить подписанный контракт в ЕИС. Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона N 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта (часть 8 статьи 70 Закона N 44-ФЗ). При этом согласно части 9 статьи 70 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Таким образом, Законом N 44-ФЗ предусмотрены сроки заключения контракта по результатам электронного аукциона.

Как оформить заявку на участие в открытом конкурсе в письменной форме?

В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе. Таким образом, заявка на участие в открытом конкурсе, поданная в письменной форме, должна быть прошита, пронумерована, скреплена печатью участника закупки (при наличии печати) и подписана участником или уполномоченным им лицом. Также положениями Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе может быть как подана в форме единого пакета документов, перечень которых установлен частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, так и состоять из нескольких томов (частей), содержащих в себе указанные документы. Учитывая изложенное, в случае подачи заявки в письменной форме на участие в открытом конкурсе: а) в форме единого пакета документов такая заявка должна содержать опись (также вшитую в такую заявку) входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписана участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса; б) состоящей из нескольких томов (частей), такая заявка должна содержать опись (вшитую в каждый том (часть) заявки) входящих в состав каждого тома (части) документов, каждый том (часть) должен быть скреплен печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписан участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. При этом требований о том, что заявка на участие в открытом конкурсе, состоящая из нескольких отдельно прошитых томов (частей), должна сшиваться дополнительно в единый пакет документов, а также содержать опись такого единого пакета документов, Законом о контрактной системе не предусмотрено.

Как происходит вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе?

Согласно части 2 статьи 52 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа. Таким образом, для надлежащего исполнения указанных требований Закона N 44-ФЗ заказчику необходимо предоставить участникам закупки или их представителям возможность присутствовать при вскрытии конвертов. В соответствии с частью 6 статьи 52 Закона N 44-ФЗ информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. Указанная норма определяет перечень информации, которая должна объявляться заказчиком и вноситься в протокол при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. В соответствии с частью 8 статьи 52 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Учитывая изложенное, указанные нормы Закона N 44-ФЗ устанавливают обязательные действия заказчика при проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, в том числе заказчик обязан предоставить участникам закупки или их представителям возможность присутствовать при вскрытии конвертов. При этом Закон N 44-ФЗ не устанавливает обязанность участников такой закупки присутствовать на вскрытии конвертов.

Задайте вопрос